Был на обоих заводах, знаком с техническим деректором.
Все ниже приведенное стянуто из интернета. (это я сам написал)
Понедельник, 31 октября 2011: Ввод установки, строительство которой началось в 2007 году в рамках программы коренной реконструкции завода, позволит повысить глубину переработки нефти до 72%, увеличить производство светлых нефтепродуктов, начать выпуск востребованного во всем мире нефтяного кокса. Об этом News Khab.ru сообщили в пресс-центре Правительства края.
Технический директор ООО «РН-Комсомольский НПЗ» Владимир МЕЛЕХИН.
http://biznes-gazeta.ru/default.asp?ids=787 № Январь/2012.
— Владимир Владимирович, чем была вызвана необходимость модернизации завода?
.. «В результате успешно реализованной программы первого этапа реконструкции в течение последних лет Комсомольский НПЗ стал практически новым заводом, производящим высококачественные бензины и дизельное топливо, востребованное на внутреннем рынке и в странах — партнерах России на Дальнем Востоке.
В соответствии с переходом мировой экономики на потребление топлив по евростандартам, а также с целью повышения глубины переработки, качества выпускаемой продукции, увеличения прибыли компании разработан перспективный план модернизации развития завода. В настоящее время начаты работы по созданию комплекса глубокой переработки нефти в составе установок замедленного коксования мощностью 1 млн тонн в год, гидрокрекинга вакуумного газойля мощностью 2 млн тонн в год, производства водорода и объектов общезаводского хозяйства.
В результате реализации этого проекта Комсомольский НПЗ будет производить бензин, авиационный керосин и дизельное топливо, удовлетворяющее не только существующим нормам Евро-4, но и готовящихся к вводу Евро-5. Эти продукты востребованы на мировом рынке стремительно растущим Китаем и другими странами Юго-Восточной Азии. Глубина переработки нефти возрастет с 60 до 96%. Процессы глубокой переработки нефти подобраны таким образом, чтобы максимизировать выпуск дизельного топливо, спрос на которое во всем мире будет увеличиваться. В результате переработки мазута будут вырабатываться светлые нефтепродукты и кокс высокого качества, в котором нуждается отечественная алюминиевая промышленность.
— Из тех технологий, которые сегодня внедряются на Комсомольском НПЗ, какие являются новыми для нашего региона?
— Практически все. Эти технологии вообще считаются лучшими в мире. То есть такого уровня нефтепереработки, как на нашем заводе, не будет ни на Дальнем Востоке, ни в Сибири. Взять, к примеру, установку изомеризации. Таких в мире всего три: в Бразилии, в Германии и у нас. Уже сейчас наш уровень по мощности, качеству выпускаемой продукции один из самых высоких в регионе. А после окончания реконструкции в 2011 году Комсомольский нефтезавод выйдет на уровень ведущих нефтеперерабатывающих заводов мира.
Изомеризация парафиновых углеводородов
Назначение: Повышение октанового числа нефтяных фракций С5 -С6 путем превращения парафинов нормального строения в их изомеры, имеющие более высокое октановое число. В настоящее время в России действуют всего три установки изомеризации, т.е. практически отсутствует развитое серийное производство изомеризата, необходимое для выпуска современных высокооктановых автобензинов.
Сырье и продукция. При работе в режиме получения высокооктанового компонента (установки, строящиеся на НПЗ) сырьем являются легкие прямогонные фракции, продукцией – изокомпонент, который направляется на смешение с катализатами риформинга и каталитического крекинга для получения высокооктановых бензинов. Ниже приводится характеристика сырья и продуктов установки изомеризации при переработке фракций НК-62°С (I) и НК-70°С (II). При использовании первой из этих фракций изомеризации подвергается пентан, при использовании второй – пентан и гексан.
Октановое числ(моторный метод)
сырье 73 Изокомпонент. 89-90
Сырье69Изокомпонент.82-85
Каталитический риформинг
Назначение – получение высокооктанового компонента автомобильных бензинов, ароматизированного концентрата для производства индивидуальных ароматических углеводородов и технического водорода в результате каталитических превращений бензиновых фракций.
Сырье и продукция. В качестве сырья риформинга обычно используются прямогонные бензиновые фракции. Также в качестве сырья могут использоваться бензины вторичных процессов - гидрокрекинга, термического крекинга и т.д., при условии их специальной подготовки. При получении высокооктанового компонента автомобильного бензина используются широкие фракции, выкипающие в пределах от 60-90°С до 180°С; при получении бензола, толуола, ксилолов – узкие фракции, выкипающие соответственно в интервалах 62-85°С, 85-105°С, 105-140°С. Для предотвращения дезактивации катализатора в сырье ограничивается содержание серы (не более 0,00005÷0,0010 % в зависимости от типа катализатора) и азота (не более 0,0001%).
Продукция:
Углеводородный газ – содержит в основном метан и этан, служит топливом нефтезаводских печей;
Головка стабилизации (углеводороды С3 - С4 и С3 - С5) – применяется как бытовой газ или сырье газофракционирующих установок;
Катализат – используется в качестве компонента автомобильных бензинов или сырья блоков экстракции ароматических углеводородов; ниже приводится характеристика катализатов, полученных риформированием фракций 62-105°С (I), 62-140°С (II), 85-180°С (III) в жестком режиме:
Октановое число (исследовательский метод)
1 2 3
74 90 95.
Гидроочистка дистиллятов
Назначение – улучшение качества и повышение стабильности светлых дистиллятов, сырья каталитического крекинга в результате использования реакций деструктивного гидрирования сераорганических соединений и гидрирования непредельных углеводородов.
Сырье и продукция. Сырьем процесса гидроочистки являются бензиновые, керосиновые, дизельные фракции и вакуумный газойль, содержащие серу, азот, непредельные углеводороды.
Продукция: Очищенные фракции
Бензин-отгон; используется как компонент товарных бензинов или сырье установок каталитического риформинга; имеет низкое (50-55) октановое число;
Сероводород; направляется как сырье на установки производства серной кислоты или серы.
Прямогонный бензин (85-180°С октановое число (моторный метод) 35
Бензин термического крекинга октановое число (до очистки 70) после 40.
Каталитический крекинг
Назначение – получение дополнительных количеств светлых нефтепродуктов – высокооктанового бензина и дизельного топлива – разложением тяжелых нефтяных фракций в присутствии катализатора.
Сырье и продукция. В качестве сырья чаще всего используется вакуумный дистиллят, получаемый при первичной перегонке нефти, а также газойли коксования, термического крекинга и гидрокрекинга.
Продукцией установки каталитического крекинга являются:
Углеводородный газ – содержит 80-90% предельных и непредельных углеводородов С3 - С4, направляется для разделения на газофракционирующие установки;
Бензиновая фракция (НК-1950С) – используется как компонент автомобильного и авиационного бензина; характеристика: плотность r204= 0,720?0,770, октановое число 87-93 (исследовательский метод), содержание углеводородов в %(масс.): ароматические – 20-30, непредельные – 8-15, нафтеновые – 7-15, парафиновые – 45-50;
Легкий газойль (фракция 195-2800С) – применяется как компонент дизельного и газотурбинного топлива; характеристика: плотность r204= 0,880?0,930, температура застывания от -550С до -650С, цетановое число 40-45, иодное число 7-9;
Фракция 280-4200С – используется при получении сырья для производства технического углерода; характеристика: плотность r204= 0,960?0,990, температура застывания от 00С до 50С, коксуемость – ниже 0,1%; йодное число 3-5;
Тяжелый газойль (фракция выше 4200С) – используется как компонент котельного топлива; характеристика: плотность r204= 1,040?1,070; температура застывания от 200С до 250С, коксуемость – 7-9%.
Алкилирование изобутана олефинами
Назначение – получение бензиновых фракций, обладающих высокой стабильностью и детонационной стойкостью, с использованием реакции взаимодействия изобутана с олефинами в присутствии катализатора.
Сырье и продукция. Основные виды сырья – изобутан и бутан-бутиленовая фракция, используются также пропан-пропиленовая и пентан-амиленовая фракции.
Продукция:
Легкий алкилат – используется как компонент авиационного и автомобильного бензинов; характеристика алкилата, полученного при алкилировании изобутана бутан-бутиленовой (I) и пропан-пропиленовой (I I) фракцией приводится ниже:
Октановое число (исследовательский метод)
1 2
92-98 89-94.
Тяжелый алкилат (плотность r204= 0,780?0,810, выкипает в интервале 170-3000С) – служит компонентом дизельного топлива.
Олигомеризация олефинов
Назначение – получение низкомолекулярных полимеров (олигомеров) пропилена и бутилена, используемых в качестве моторного топлива, или сырья нефтехимического синтеза.
Сырье и продукция. Сырьем установок полимеризации являются пропан-пропиленовая (ППФ) и бутан-бутиленовая (ББФ) фракции, получаемые на ГФУ непредельных газов. Полимеризацию ППФ проводят в двух вариантах:
Получение в качестве целевого продукта полимербензина – компонента товарного автобензина;
Производство тримеров и тетрамеров пропилена – сырья для нефтехимии.
При работе в режиме выработки моторных топлив получают:
полимербензин (плотность ρ(20/4) = 0,717÷0,738; бромное число 110-140; октановое число 82-84 по моторному методу, 94-97 по исследовательскому методу, давление паров при 38°С ≤ 350 мм рт.ст.);
фракцию выше 205°С – компонент дизельного топлива.
Гидрокрекинг
Назначение – получение дополнительных количеств светлых нефтепродуктов каталитическим разложением тяжелого сырья в присутствии водорода.
Сырье и продукция. В качестве сырья установок гидрокрекинга используется широкая гамма нефтяных фракций – от бензина до тяжелых остатков (мазута и гудрона) включительно. Наиболее распространенный вид сырья – вакуумный дистиллят прямой перегонки нефти, который перерабатывается в чистом виде или в смеси с газойлями коксования, термического и каталитического крекинга.
Продукция:
Сжиженный газ – содержит значительное количество пропана и бутана, может использоваться как сырье газофракционирующих установок или товарный продукт;
Бензиновая фракция – используется как компонент товарного автомобильного бензина; может быть разделена на легкую фракцию, имеющую более высокую антидетонационную характеристику (октановое число-79 по моторному методу), и тяжелый бензин (октановое число – 63 по моторному методу), который целесообразно подвергнуть каталитическому риформированию;
керосиновая фракция - применяется как компонент авиационного топлива; характеристика: плотность ρ (4/20) =0,799÷0,802; температура начала кристаллизации -55°С, высота некоптящего пламени - 31-29 мм;
дизельная фракция - служит компонентом товарного дизельного топлива; характеристика: плотность ρ (4/20) = 0,822÷0,826, содержание серы - ниже 1 ppm, температура застывания - ниже 15°С; цетановое число - 56-57, ароматических веществ-5-7% об.
Термический крекинг. Висбрекинг
Назначение. При работе в режиме термического крекинга – получение дополнительных количеств светлых нефтепродуктов термическим разложением остатков от перегонки нефти, при работе в режиме висбрекинга – улучшение качества котельного топлива (снижение вязкости).
Сырье и продукция. Сырьем установок являются остатки первичной перегонки нефти – мазут выше 350°С и гудрон выше 500°С.
Продукция:
Газ – содержит непредельные и предельные углеводороды и сероводород, после очистки от сероводорода может быть использован как сырье газофракционирующих установок или в качестве топливного газа;
Бензин; характеристика: октановое число 66-72 (моторный метод), содержание серы при переработке остатков из сернистых нефтей – 0,5-1,2 %; в бензине термического крекинга содержится до 25% непредельных углеводородов (алкенов и алкадиенов), поэтому он обладает низкой химической стабильностью; Может быть использован в качестве сырья риформинга или компонента товарного бензина после процесса гидрооблагораживания. При использовании непосредственно в качестве компонента товарного бензина к бензину термического крекинга добавляют ингибиторы, препятствующие окислению;
Керосино-газойлевая фракция является ценным компонентом флотского мазута; после гидроочистки может применяться как компонент дизельных топлив;
Крекинг-остаток используется как котельное топливо, имеет более высокую теплоту сгорания, более низкую температуру застывания и вязкость, чем прямогонный мазут.
Коксование
Назначение – получение нефтяного кокса, выработка дополнительных количеств светлых нефтепродуктов из тяжелых остатков. Существует три модификации процесса: периодическое коксование в кубах; замедленное коксование в необогреваемых камерах; коксование в псевдоожиженном слое порошкообразного кокса.
Сырье и продукция. Сырьем установок коксования являются гудрон, остаток термического крекинга, тяжелый газойль каталитического крекинга, асфальты и экстракты масляного производства, тяжелая смола пиролиза. Основные требования, предъявляемые к качеству сырья: коксуемость – 10-20%, содержание серы при получении электродного кокса – не выше 1,5 %.
Продукция:
Нефтяной кокс – используется в производстве анодов для выплавки алюминия и графитированных электродов – для получения электролитической стали, хлора, магния и т.д., применяется в производстве ферросплавов, кремния, карбида кальция. Кокс, получаемый на установках коксования, не полностью соответствует требованиям потребителей, нуждается в облагораживании, которое осуществляется путем термической прокалки в специальных печах;
Газ - по составу аналогичен газу термического крекинга, но содержит меньше олефинов;
Бензин – содержит до 60% непредельных углеводородов, недостаточно химически стабилен, октановое число 60-66 (по моторному методу), используется как компонент низкосортных автомобильных бензинов, подвергается глубокой гидроочистке, после чего может использоваться как сырье каталитического риформинга;
Керосино-газойлевые фракции – служат компонентами дизельного, печного и газотурбинного топлив, а также сырьем установок гидроочистки и каталитического крекинга.
http://additive.spb.ru/benzin-neft-evropa.html
http://additive.spb.ru/etbe.html
Классификация топлива, принятая в России, определяется количеством серы в его составе. Так, в бензинах 3-го класса содержится серы 150 мг/кг, 4-го класса - 50, а 5-го - всего 10 мг/кг. Эта классификация соответствует международной европейской классификации "Евро".
Изменениями, внесенными в технический регламент "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину...", вводятся следующие сроки перехода на экологические классы топлива:
класса 2 - до 31 декабря 2012 года (ранее - до 31 декабря 2010 года);
класса 3 - до 31 декабря 2014 года (ранее - до 31 декабря 2011 года);
класса 4 - до 31 декабря 2015 года (ранее - до 31 декабря 2014 года);
класса 5 - срок выпуска в оборот, как и ранее, не ограничен.
Из технического регламента исключен показатель "октановое число автомобильного бензина", который характеризует потребительские свойства топлива и не связан с его экологичностью и безопасностью.
Октановое число (О.Ч.) http://additive.spb.ru/octane-number.html
Технический регламент
П о с т а н о в л е н и е № 118 от 27/02/2008
(с изменениями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 1076)
(с изменениями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2011 г. № 748
Марки и характеристики автомобильных бензинов по ГОСТ 2084-77
Марки и характеристики автомобильных бензинов по ГОСТ Р 51105-97
Марки и характеристики автомобильных бензинов по ГОСТ Р 51313-99
ГОСТ Р 51866-2002 (ЕН 228-99) ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Топлива моторные БЕНЗИН НЕЭТИЛИРОВАННЫЙ
Сам от прочитанного ох...удивился. ( и это я сам написал).
с уважением Василий.